Алёнушка (bel_ok) wrote in namarsh_ru,
Алёнушка
bel_ok
namarsh_ru

Category:

ЧРЕЗВЫЧАЙНО ДОРОГО - Нарушения в «чрезвычайных» госзакупках стоили бюджету 1,7 млрд рублей

ЦЕНТР «ТРАНСПЕРЕНСИ ИНТЕРНЕШНЛ - РОССИЯ» В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Госзакупка в чрезвычайной ситуации, — например, после пожара, наводнения или техногенной катастрофы, — может проводиться без конкурса. Мы выяснили, что подавляющее большинство таких закупок, заключенных в 2017 году по всей стране, не соответствует требованиям закона, а заказчики трактуют понятие «чрезвычайной ситуации» по своему усмотрению. По нашим расчетам, россияне потеряли на этих закупках 1,7 млрд рублей.

В 2017 году заказчики заключили более 3,5 млн контрактов на общую сумму более 6,3 трлн рублей. Большинство государственных и муниципальных закупок проводятся с использованием конкурентных процедур, что позволяет экономить бюджетные средства за счет снижения начальной максимальной цены контракта и допускать к участию в закупке различных поставщиков, обеспечивая тем самым развитие конкуренции. Для этого проводят аукционы, открытые конкурсы и другие конкурентные процедуры.

Однако закон «О контрактной системе» позволяет заказчику в некоторых случаях обойтись без конкурсов и аукционов, а выбирать подрядчика напрямую. Это называется «закупка у единственного поставщика». Для такого способа закупки характерны высокие риски злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.

Всего закон содержит 54 основания, по которым закупка может осуществляться у единственного поставщика. Одно из этих оснований — закупки товаров, работ и услуг в чрезвычайной ситуации, когда применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В проекте «Дорожный ревизор», анализируя закупки к Чемпионату мира по футболу, мы обнаружили 27 контрактов на общую сумму 8,7 млрд руб., при заключении которых заказчики не проводили аукционов, ссылаясь на чрезвычайную ситуацию. «Чрезвычайность» в этих случаях заключалась в сжатых сроках, которые сами заказчики и устанавливали, даже если закупки были плановыми.

Пример здесь

Мы решили не останавливаться на «дорожных» контрактах. Используя сайт госзакупок (ЕИС), мы отобрали все «чрезвычайные» закупки с ценой контракта более 30 млн рублей. Из них 186 контрактов на общую сумму почти 23,5 млрд рублей заключены в 2017 году. Мы изучили все контракты и выяснили, что многие из них были заключены с признаками нарушений, которые обошлись бюджету — а значит, гражданам, — в полтора миллиарда рублей.

Что такое закупка в чрезвычайной ситуации

Проведение «чрезвычайных» закупок регулируется пунктом 9 части 1 статьи 93 закона «О контрактной системе». Для проведения такой закупки должна произойти какая-то экстраординарная ситуация, требующая незамедлительной реакции: надо срочно предотвратить человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей либо ликвидировать последствия, если они уже наступили. При этом заказчик должен подготовить отчет с обоснованием того, почему он посчитал необходимым провести прямую закупку (введен режим чрезвычайной ситуации, возникли обстоятельства непреодолимой силы и т.п.) и на следующий день после заключения контракта уведомить об этом контрольный орган — например, ФАС или уполномоченный орган местного самоуправления.

Кто определяет, какая ситуация — чрезвычайная

В зависимости от уровня ЧС, вводить режим «Чрезвычайная ситуация» могут глава города, района, губернатор региона, правительство РФ, президент страны. Для этого требуется официальный документ (распоряжение губернатора, постановление главы администрации и т. д.), где будут указаны причины ЧС, обоснование необходимости введения режима, границы территории, на которой он будет действовать, силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по ликвидации ЧС, перечень мер, ответственные должностные лица или руководитель ликвидации ЧС.

Что такое обстоятельства непреодолимой силы

Когда же заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы, а не на введение режима ЧС, он должен доказать, что эти обстоятельства были чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях. Чрезвычайность подразумевает исключительность и необычность обстоятельства. Непредотвратимость подразумевает, что любое другое лицо в аналогичной ситуации не могло бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Злоупотребления при «чрезвычайных» закупках

Допустим, в конце финансового года заказчику выделены бюджетные средства, и ему необходимо срочно заключить контракт. Поэтому он прибегает к закупке в условиях ЧС. Однако недостаток времени в связи с поступлением денег в конце года не является обстоятельством непреодолимой силы. Другой пример: заказчик заключает контракт на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации спустя длительное время после возникновения аварии, хотя за это время мог бы успеть провести конкурсную процедуру.

Бывает и так, что заказчику не выделяют деньги на ремонт объектов, находящихся в аварийном состоянии (например, на капитальный ремонт котельной). При этом заказчику известно, что котельная к началу отопительного сезона не будет функционировать, но ситуация искусственно затягивается так, что до начала отопительного сезона остаются считанные дни. Тогда глава администрации района вводит режим ЧС на объекте. Это позволяет выделить средства из резервного фонда и потратить их на ремонт, заключив контракт с любым подрядчиком, выбранным заказчиком по своему усмотрению (тут-то и возникают коррупционные риски). Формально режим ЧС введен, фактически же — основание для его введения является неправомерным, а проведение такой закупки — безосновательным.

Tags: Екатеринбург, Россия, за честную власть, закон, расследование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments