na6luDatelb (na6ludatelb) wrote in namarsh_ru,
na6luDatelb
na6ludatelb
namarsh_ru

Categories:

Владимир Путин - нелегальный президент!

1. Конституция Российской Федерации. Ст. 83. ч. 3

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

2. Определение Конституционного Суда РФ. 5 ноября 1998 г.

Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", не допускает».

3. Определение Верховного Суда Росийской Федерации. 25 сентября 2001 года.

Более того, такое регулирование соответствует принципиальным положениям, определяющим на федеральном уровне избрание главы государства. Так, запрет на избрание одного и того же лица Президентом РСФСР более двух раз был установлен ст. 121.2 Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции от 24 мая 1991 г.), а Президента РФ - ст. 81 ныне действующей Конституции РФ ...

4. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева)

Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти

via aillarionov






Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 134-О "По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации"


Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 134-О "По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
с участием представителей Государственной Думы как стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, - депутатов А.К.Захарова и Е.Б.Мизулиной, а также постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации В.В.Лазарева,
руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, пунктом 2 части второй статьи 21, статьями 36, 74 и 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о толковании части 3 статьи 81 и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании части 3 статьи 81 и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации.
Заслушав сообщение судьи-докладчика О.И.Тиунова, объяснения представителей Государственной Думы, заключения экспертов - доктора юридических наук С.А.Авакьяна и доктора юридических наук Е.И.Козловой, выступления приглашенных в заседание представителей: от Президента Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А.Митюкова, от Совета Федерации - И.Б.Власенко, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании находящихся во взаимосвязи предписаний статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, ссылаясь на неопределенность в их понимании.
Согласно этим конституционным положениям одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд (статья 81, часть 3); Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран (пункт 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения").
Государственная Дума просит разъяснить, является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, избранного до вступления в силу ныне действующей Конституции Российской Федерации и осуществлявшего установленные Конституцией Российской Федерации полномочия со дня ее вступления в силу, сроком, предусмотренным статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, т.е. является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, указанный в пункте 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, первым из двух сроков, предусмотренных ее статьей 81 (часть 3). Государственная Дума полагает, что на следующих выборах на должность Президента Российской Федерации может быть избрано лишь лицо, не занимавшее ранее эту должность.
2. Должность Президента РСФСР была введена Законом РСФСР от 24 апреля 1991 года "О Президенте РСФСР" в соответствии с результатами проведенного 17 марта 1991 года референдума. 24 мая 1991 года институт Президента РСФСР был включен в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. При этом часть вторая ее статьи 121.2 установила, что Президент РСФСР избирается сроком на пять лет; одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд.
12 июня 1991 года всенародным голосованием был избран первый Президент РСФСР. Им стал Б.Н.Ельцин. С принятием Закона РСФСР от 25 декабря 1991 года "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" и с внесением соответствующих изменений в Конституцию РСФСР Президент РСФСР стал именоваться Президентом Российской Федерации.
На момент вступления в силу новой Конституции Российской Федерации (25 декабря 1993 года) ранее избранный Президент Российской Федерации занимал эту должность первый срок. С этого дня, как предписано пунктом 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации стал осуществлять установленные ею полномочия. Таким образом, всенародное одобрение Конституции Российской Федерации означало также решение вопроса о продолжении занятия должности Президента Российской Федерации тем же лицом.
По новой Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации действовал до истечения срока, на который он был избран в 1991 году. При этом прежний (первый) срок полномочий Президента Российской Федерации, избранного 12 июня 1991 года, с принятием новой Конституции Российской Федерации не прерывался, а первый срок полномочий Президента Российской Федерации в смысле положений статьи 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации не начинал исчисляться заново. Конституция Российской Федерации не содержит специальной оговорки о том, что указанный в пункте 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения" срок полномочий Президента Российской Федерации не включается в сроки, предусмотренные статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
3. Положения пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" и статьи 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации были реализованы на очередных президентских выборах, состоявшихся 16 июня - 3 июля 1996 года, на которых действовавший Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин был вновь избран на эту должность. В отношении его кандидатуры на всех стадиях избирательного процесса (регистрация кандидатов, голосование, вступление в должность), предусмотренных Федеральным законом от 17 мая 1995 года "О выборах Президента Российской Федерации" в соответствии со статьей 81 (часть 4) Конституции Российской Федерации, определялось, что он баллотировался и был избран на второй срок подряд.
Так, Совет Федерации своим постановлением от 15 ноября 1995 года назначил выборы Президента Российской Федерации на 16 июня 1996 года, указав при этом, что постановление принято "в соответствии со статьей 81, пунктом "д" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", т.е. определил дату проведения выборов исходя из того, что истек первый конституционный срок полномочий Президента Российской Федерации.
Об этом свидетельствует также ряд постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятых в декабре 1995 года - мае 1996 года, - о регистрации действовавшего Президента Российской Федерации кандидатом на эту должность на второй срок (постановление от 3 апреля 1996 года), о регистрации его доверенных лиц, о выделении ему как кандидату денежных средств, о регистрации инициативных групп и уполномоченных представителей инициативных групп избирателей. Все эти правоприменительные решения, принятые на основании положений статьи 81 и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, а также во исполнение соответствующих требований Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", рассматривали действовавшего Президента Российской Федерации как кандидата на эту должность именно на второй срок. Указанные решения не подвергались сомнению и не оспаривались, в том числе ни им самим, ни другими кандидатами.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июля 1996 года было официально объявлено, что Президент Российской Федерации считается избранным на эту должность на второй срок. На официальной церемонии вступления в должность Президента Российской Федерации 9 августа 1996 года, состоявшейся согласно статье 82 Конституции Российской Федерации в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации объявил о том, что волей народов России Президент Российской Федерации избран на второй срок, и вручил ему удостоверение об избрании Президентом Российской Федерации на второй срок (1996 - 2000 годы), а избранный Президент Российской Федерации принес присягу народу и, таким образом, вступил в должность на второй срок подряд.
Следовательно, все участники избирательного процесса - избиратели, соответствующие правоприменители и сам Президент Российской Федерации исходили из того, что он выдвигался, поддерживался и избирался как лицо, претендующее на занятие должности Президента Российской Федерации на второй срок подряд, был избран на второй срок подряд, а предшествующий период был для него соответственно первым сроком, и именно в таком смысле пункт 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" и статья 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи были применены и реализованы в конкретных правоотношениях в процессе состоявшихся выборов.
Из изложенного с очевидностью вытекает, что избиратели, голосуя в 1996 году за кандидатуру действовавшего Президента Российской Федерации, исходили из того, что избирают его на второй срок полномочий в соответствии со статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Свободные выборы, согласно статье 3 (часть 3) Конституции Российской Федерации, являются высшим непосредственным выражением власти народа. В этой связи доводы о том, что предусмотренное статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничение продолжительности полномочий одного и того же Президента двумя сроками подряд относится якобы только к случаю, когда оба срока полностью имели место в период действия нынешней Конституции Российской Федерации, и что указанный в пункте 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения" срок не является первым сроком в смысле статьи 81 (часть 3), вступают в противоречие с выраженной на выборах волей народа.
Необходимо учесть, что сам Президент Российской Федерации, являясь согласно статье 80 (часть 2) Конституции Российской Федерации гарантом Конституции Российской Федерации, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах в 2000 году не будет баллотироваться на должность Президента Российской Федерации на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции Российской Федерации, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры.
4. Цель толкования Конституции Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с ее статьей 125 (часть 5) Конституционным Судом Российской Федерации, заключается в том, чтобы, устранив неопределенность в понимании конституционных положений, обеспечить надлежащее их применение, соблюдение, исполнение и использование.
В данном случае Конституционный Суд Российской Федерации, проведя слушание дела и исследовав представленные документы, констатирует отсутствие неопределенности в понимании конституционных положений, наличие которой, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", служит необходимым основанием к рассмотрению дела и вынесению по нему итогового решения в форме постановления. Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством действующий Президент Российской Федерации занимает свою должность второй срок подряд. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", не допускает. Имеющий переходный характер пункт 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации в июне - июле 1996 года был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 36, пунктом 2 части первой статьи 43, статьей 68, частями первой и четвертой статьи 71, частями первой и второй статьи 72, статьей 74, частями первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Производство по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации прекратить в связи с отсутствием неопределенности в их понимании, поскольку в соответствии с ними Президент Российской Федерации до выборов в июне - июле 1996 года осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на второй срок подряд.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, является общеобязательным, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации

http://constitution.garant.ru/act/president/12113545/#1000
http://aillarionov.livejournal.com/390689.html


                 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                                        от 25 сентября 2001 года

   
                                               Дело N 74-Г01-34
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                        Горохова Б.А.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  25  сентября  2001  г.
   гражданское  дело по кассационной жалобе Государственного  Собрания
   (Ил  Тумэн)  Республики  Саха (Якутия) на решение  Верховного  Суда
   Республики  Саха  (Якутия)  от  9  августа  2001  г.  по  заявлению
   прокурора  Республики  Саха  (Якутия)  о  признании  противоречащим
   федеральному   законодательству,  недействующим  и  не   подлежащим
   применению  второго предложения ст. 67 Конституции Республики  Саха
   (Якутия)  и  по  заявлению  П.  и  А.  о  признании  противоречащим
   федеральному  законодательству и недействующим второго  предложения
   ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия).
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Харланова    А.В.,   объяснения   представителей   Государственного
   Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)  Ларионова  Е.М.,
   Черова   И.Д.,   Бацева   Ю.Н.,  Федорова   П.И.,   заявителя   П.,
   представителей  А.  -  Токаревой О.М., Запольского  С.В.,  Яковлева
   М.М.,   заслушав   заключение  прокурора  Генеральной   прокуратуры
   Российской   Федерации  Власовой  Т.А.,  полагавшей  решение   суда
   отменить,  Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
   установила:
   
       прокурор  Республики Саха (Якутия), граждане П. и А. обратились
   в  Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о  признании
   противоречащим  федеральному законодательству, недействующим  и  не
   подлежащим   применению  второго  предложения  ст.  67  Конституции
   Республики Саха (Якутия).
       В  обоснование  заявления прокурор сослался на то,  что  второе
   предложение  ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия),  согласно
   которому  "Никто  не  может  быть избран  на  должность  Президента
   Республики    более    двух    раз",   противоречит    федеральному
   законодательству.
   ...
       Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9  августа
   2001 г. постановлено:
       "Исковое заявление прокурора Республики Саха (Якутия) и граждан
   П., А. удовлетворить.
       Признать  второе  предложение статьи 67 Конституции  (Основного
   закона)  Республики Саха (Якутия) "Никто не может  быть  избран  на
   должность  Президента  Республики более  двух  раз"  противоречащим
   федеральному   законодательству,  недействующим  и  не   подлежащим
   применению со дня вступления решения суда в законную силу.
   ...
       В  кассационной  жалобе Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
   Республики Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене решения суда  по
   мотиву его незаконности с направлением дела на новое рассмотрение.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ  находит
   решение   суда   подлежащим   отмене   в   части   возложения    на
   Государственное  Собрание  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха   (Якутия)
   обязанности   по  приведению  оспариваемого  положения  Конституции
   Республики    Саха   (Якутия)   в   соответствие   с    федеральным
   законодательством  и изменению его в остальной части  с  изложением
   резолютивной части решения в другой редакции.
       В  соответствии со ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия),
   принятой  4  апреля  1992  г., Президент Республики  Саха  (Якутия)
   избирается  гражданами  Республики  всеобщими,  равными  и  прямыми
   выборами  при  тайном голосовании сроком на 5 лет. Никто  не  может
   быть избран на должность Президента Республики более двух раз.

       Установление   общих  принципов  организации  системы   органов
   государственной  власти отнесено п. "н" ст.  72  Конституции  РФ  к
   совместному  ведению  Российской Федерации и  субъектов  Российской
   Федерации.
       В  соответствии  с  ч.  2 ст. 76 Конституции  РФ  по  предметам
   совместного  ведения  Российской Федерации и  субъектов  Российской
   Федерации  издаются федеральные законы и иные нормативные  правовые
   акты субъектов Российской Федерации.
   ...
       Таким   образом,  следует  признать,  что  положение   ст.   67
   Конституции  Республики  Саха  (Якутия),  установившее  запрет   на
   избрание  одного и того же лица на должность Президента  Республики
   более    двух    раз
,   не   противоречило   и   не    противоречит
   законодательству  Российской Федерации, в  связи  с  чем  сохраняет
   юридическую силу.
       Более  того,  такое регулирование соответствует  принципиальным
   положениям,  определяющим  на  федеральном  уровне  избрание  главы
   государства.  Так,  запрет  на  избрание  одного  и  того  же  лица
   Президентом  РСФСР  более  двух  раз  был  установлен   ст.   121.2
   Конституции  РСФСР  1978 г. (в редакции  от  24  мая  1991  г.),  а
   Президента РФ - ст. 81 ныне действующей Конституции РФ.

       Со   вступлением  в  действие  Федерального  закона  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации", принятого 22 сентября 1999 г. (после вступления в  силу
   Конституции  Республики Саха (Якутия), в  его  п.  5  ст.  18  было
   установлено,  что  высшее  должностное  лицо  субъекта   Российской
   Федерации    (руководитель    высшего    исполнительного     органа
   государственной  власти субъекта Российской  Федерации)  избирается
   на  срок  не  более  пяти  лет и не может избираться  на  указанную
   должность более двух сроков подряд.
       В  связи  с  этим возникла необходимость приведения Конституции
   Республики  Саха  (Якутия) в соответствие с  указанным  Федеральным
   законом  в  части  порядка  исчисления этих  сроков  -  они  должны
   исчисляться подряд.
       Однако, удовлетворяя заявление прокурора и граждан П.  и  А.  о
   признании  противоречащим  федеральному  законодательству   второго
   предложения  ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия)  в  полном
   объеме,  суд  не  учел, что положение Конституции  Республики  Саха
   (Якутия)  о  количестве сроков (не более двух),  на  которые  может
   быть  избран  Президент Республики Саха (Якутия), и после  принятия
   указанного выше Федерального закона сохраняет силу.
       В  то  же  время в части порядка исчисления этих сроков имеется
   несоответствие  пункту 5 статьи 18 Федерального  закона  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации", согласно которому они исчисляются подряд.
       Только  в  этой  части положение ст. 67 Конституции  Республики
   Саха  (Якутия) не согласуется с федеральным законодательством,  так
   как  в  нем  отсутствует слово подряд, содержащееся  в  Федеральном
   законе.
       С учетом изложенного резолютивную часть решения суда необходимо
   изложить в следующей редакции: "Признать второе предложение ст.  67
   Конституции Республики Саха (Якутия) не соответствующим  п.  5  ст.
   18    Федерального   закона   "Об   общих   принципах   организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти  субъектов Российской  Федерации"  в  части
   отсутствия  указания  на  то, что не может  избираться  более  двух
   сроков подряд".
       При    этом   Судебная   коллегия   исходит   из   того,    что
   основополагающим  является  отсутствие  указания   в   оспариваемом
   положении   Конституции  Республики  Саха  (Якутия)  именно   слова
   подряд.  Слова "не может избираться более двух сроков" используются
   Судебной  коллегией  как один из возможных вариантов  использования
   словосочетания  со  словом  подряд, что  не  исключает  возможности
   использования  законодателем  иного  словосочетания   с   указанным
   словом 
  (в   том  числе  и  содержащегося  в  ст.  67  Конституции
   Республики   Саха   (Якутия)   положения   о   запрете   избираться
   Президентом Республики более двух раз), не меняющего сути  правовой
   нормы.

       До приведения второго предложения ст. 67 Конституции Республики
   Саха  (Якутия)  в  соответствие с  п.  5  ст.  18  указанного  выше
   Федерального  закона  его положение сохраняет  юридическую  силу  и
   означает  в  данном случае невозможность гражданина быть  избранным
   Президентом  Республики  более двух сроков подряд,  поскольку,  как
   было указано выше, сам субъект Российской Федерации ввел запрет  на
   выборы  Президента  Республики Саха (Якутия)  более  двух  раз  (на
   количество   сроков,  на  которые  может  быть   избран   Президент
   Республики Саха (Якутия), что является его компетенцией, и  в  этом
   нет противоречия федеральному законодательству.
       Что   касается  вывода  суда  о  том,  что  наличие  во  втором
   предложении  ст.  67 Конституции Республики Саха  (Якутия)  термина
   "никто" также противоречит федеральному законодательству, то с  ним
   согласиться  нельзя,  поскольку в ст.  2  Федерального  закона  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие   в
   референдуме  граждан Российской Федерации" приведены лишь  основные
   термины,  используемые  в  данном  Законе,  что  прямо  указано   в
   названии указанной статьи.
       Таким   образом,  названный  Федеральный  закон  не   исключает
   возможности  использования в избирательном законодательстве  других
   терминов,  в  том  числе  и термина "никто",  который  неоднократно
   используется, в частности, в Конституции Российской Федерации.
       Решение  суда в части возложения обязанности на Государственное
   Собрание  (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) привести  Конституцию
   Республики    Саха   (Якутия)   в   соответствие   с    федеральным
   законодательством подлежит отмене.
       Суд  не  вправе  возлагать  своим решением  на  законодательный
   (представительный)  орган  государственной  власти  обязанность  по
   внесению   дополнений   в  законы,  поскольку   это   относится   к
   исключительной компетенции законодателя.
       При   этом  Судебная  коллегия  исходит  также  из  того,   что
   законодательный  (представительный)  орган  государственной  власти
   является   коллегиальным   органом,   принимающим   законы    путем
   голосования, что не исключает возможности принятия иного решения.
       Руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
   определила:
   
       отменить решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от  9
   августа  2001  г.  в части обязания Государственного  Собрания  (Ил
   Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия) привести  Конституцию  (Основной
   закон)  Республики  Саха  (Якутия)  в  соответствие  с  федеральным
   законодательством,  п. 5 ст. 18 ФЗ "Об общих принципах  организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации".
       В  остальной  части решение суда изменить, изложив резолютивную
   часть  решения  в следующей редакции: "Признать второе  предложение
   ст.  67 Конституции Республики Саха (Якутия) не соответствующим  п.
   5  ст.  18  Федерального  закона "Об  общих  принципах  организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти  субъектов Российской  Федерации"  в  части
   отсутствия  указания  на то, что "не может  избираться  более  двух
   сроков подряд".

http://www.lawrussia.ru/texts/legal_864/doc864a869x382.htm
http://aillarionov.livejournal.com/392222.html


Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева)

Статья 81


3. Конституционное ограничение, устанавливаемое в ч. 3 комментируемой статьи, а именно запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, учитывает как длительный опыт развития отечественной (в том числе "советской") государственности, так и опыт зарубежных стран. Поскольку в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность, данное ограничение следует также соотносить с режимом "президентской республики", обусловленным как нормами действующей Конституции, так и практикой их реализации.

Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.

Учитывая положение Президента как "первого" должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным народом Российской Федерации и широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы (раз в шесть лет) Государственной Думы - палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 ст. 81 Конституции служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти (см. комментарии к ст. 10, 11, 13, 32, ч. 4 ст. 78, ст. 80, 83-89). Следует также иметь в виду, что в сфере кадровых полномочий Президента - формирование Правительства, Администрации Президента, федерального корпуса судей, руководителей исполнительной власти в субъектах РФ, прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка РФ и многих других финансовых и экономических структур, ключевые назначения в системах обороны и безопасности, правоохранительных органах, назначение и отзыв дипломатических представителей РФ и других должностных лиц, т. е. решение (участие в решении) десятков тысяч кадровых вопросов.

...

Комментируемое положение во взаимосвязи с п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции являлось предметом публичного рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает. Имеющий переходный характер п. 3 раздела второго Конституции был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может. Принципиальна также констатация Суда, что сам Президент (на тот момент - Б.Н. Ельцин), являясь согласно ч. 2 ст. 80 Основного Закона гарантом Конституции и прав граждан, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах не будет баллотироваться на должность Президента на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры. Конституционный Суд производство по делу о толковании указанных положений Конституции прекратил в связи с отсутствием неопределенности в их понимании (Определение КС РФ от 05.11.1998 N 134-О*(953)).

...

Конституция не содержит каких-либо положений, допускающих занятие одним и тем же лицом должности Президента три срока подряд и более. В этом плане уход лица с поста Президента по истечении исполнения им президентских полномочий в течение двух сроков подряд является не чем иным, как подчинением первого лица государства Конституции.

...

http://kommentarii.org/konstitutc/page88.html
http://blogs.trust.ua/illarionov/2012/02/22/952/Kommentarii-k-st-81-ch3-Konstitucii-Rossii-2009-god/



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment