kadet33 (kadet33) wrote in namarsh_ru,
kadet33
kadet33
namarsh_ru

РОДИНА. НОВЫЙ КУРС

11 сентября в «Измайловском» соберутся участники учредительного съезда партии «Родина: здравый смысл», в программе-минимум которой сформулированы семь первоочередных мер по:
- возрождению духовности в стране
- гарантиям гражданам прожиточного минимума
- подавлению коррупции
- ограничению произвола монополий
- осуществлению разумного протекционизма
- освобождению малого предпринимательства от пресса государства
- комплексной модернизации технологической инфраструктуры.

Но настоящие новации «Родиной» предлагаются в сфере государственного строительства.

1.     Совмещение полномочий Президента с полномочиями Главы Правительства (поправка в Конституцию).
2.     Снятие депутатской неприкосновенности со слуг народа.
3.     Прямые выборы депутатов Федерального Собрания РФ, Глав субъектов Федерации.
4.     Установление механизма отзыва депутатов Федерального Собрания РФ, Глав субъектов Федерации.

Если, к примеру, вопрос о прямых выборах Глав субъектов Федерации никем из оппозиционных сил «слева направо» не оспаривается. То прямые выборы в Парламент действительно исключительная новация «Родины». Даже левые не идут дальше прямых выборов Совета Федерации. «Родина» же и Думу предлагает избирать только по одномандатным округам.

Четыре года назад, когда только на площадке Всероссийского Гражданского Конгресса формировалась коалиция «Другая Россия» я от имени участников «Конституционного соглашения» обратился к коалиции с открытым письмом, где были предложены принципы формирования Парламента России:

Для Государственной Думы - один мандат от равного числа избирателей.
Для Совета Федерации - равное число мандатов от каждого субъекта Федерации
.

Эти принципы всецело сегодня совпадают с курсом «Родины» к подлинному народовластию. Ведь только прямые выборы и могут быть равными. А стало быть, и всеобщими.

Отмечу, что либерал-демократы из оппозиционной «Солидарности», коль речь зашла о программных положениях в сфере государственного строительства, напротив являются противниками изменений в Конституции. Консервативны как в целом, так и в части нового порядка формирования (прямого избрания) Парламента России. Участники «Солидарности» являются сторонниками смешанной системы выборов – мутного народовластия.

 Бог им судья.

 Вернёмся же на Родину. Предложение партии совместить полномочия Президента с полномочиями Главы Правительства – я рассматриваю, как революционную новацию. Прежде ни одна политическая сила не ставила вопрос об ограничении полномочий Президента таким образом - рамками исполнительной ВЕТВИ власти.

 Традиционно всеобъемлющие полномочия Главы государства оппозиция предлагает ограничить снаружи должностных обязанностей «Президента». Полумерами. При помощи Парламента. Путём перераспределения полномочий между Парламентом, Президентом, и Правительством.

 «Родина» же предлагает Новый курс. Всеобъемлющие полномочия Главы государства партия предлагает ограничить изнутри должностных обязанностей «Президента». Для чего Президент вводится в рамки (ограничивается, очерчивается границами) системы исполнительной власти, наделяется полномочиями «Главы федеральных органов исполнительной власти».

Заметьте, в этом случае вводится двойное ограничение: и между ветвями власти (Президент – Глава исполнительной власти), и между уровнями власти (Президент – Глава федеральных органов власти).

 То есть, автоматически разрешается ещё и вопрос о выборности Глав исполнительной власти субъектов Федерации. Ведь не назначать же их по представлению Главы Федеральных органов исполнительной власти.

Как следствие Правительство переходит в прямое подчинение Президенту РФ (устраняется дуализм «Администрация Президента – Правительство РФ»). Глава Правительства напрямую назначается Президентом. За Правительством закрепляется функции «органа исполняющего бюджет Российской Федерации». От Президента к Парламенту переходят полномочия в «определении основных направлений внутренней и внешней политики государства» (бюджетная политика). В силу новых полномочий в системе исполнительной власти (Президент - её Глава) и в осуществление принципа разделения властей Президент лишается права роспуска Парламента. В силу новых полномочий Президента в системе исполнительной власти (Президент - её Глава) и в осуществление принципа разделения властей ограничивается влияние Президента на формирование судебной власти.

 По сути, «Родина» предлагает курс на конституционную реформу, модернизацию институтов государственной власти. На первоначальном этапе этой реформы Президент РФ мог бы утверждать судей высокого Ареопага «по представлению Совета Федерации». В последующем, нужно, конечно же, стремиться к выборности судейского сообщества (судебная реформа).

Иначе говоря, Новым курсом предлагается классическая американская модель управления государством с российскими особенностями (прямые выборы Президента России). Как здесь не вспомнить курс Рузвельта?

 К слову. В Конституции США, в отличие от российской …конструкции, нет такого понятия, как «Глава государства». «Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединённых Штатов». Из этой формальной посылки («представлять исполнительную власть») и следует неформальная должность – «Глава государства».

В России с точностью до «наоборот». Формальная должность – «Глава государства», предопределяет фактическую функцию в осуществлении исполнительной власти. И не только исполнительной.

 Так по степени влияния в государстве полномочия одного лишь должностного ЛИЦА России - Президента РФ сопоставимы с полномочиями единственной ПАРТИИ Советского Союза – КПСС. С той лишь разницей, что «Президент РФ …определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (ст.80) ФОРМАЛЬНО контролируя и судебную власть: судей Конституционного, Верховного, Арбитражного судов Президент представляет на утверждение, а других федеральных судов назначает непосредственно.

 Тогда как КПСС «определяла генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР» (ст.6) ФАКТИЧЕСКИ контролируя и судебную, и исполнительную власть. Вы не находите сходства и отличия?

 Как вы понимаете, формальности в тоталитарной системе излишни. В правовой они если не жезл, то дубинка (реверанс тоталитаризму).

Формально «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ» (ст.110). Однако вне его полномочий, а именно в прямом подчинении у Президента РФ, находится полтора десятка федеральных органов исполнительной власти. Прежде всего, силовые ведомства.

То есть, насколько укреплена дубинка Президента, настолько же ослаблен и жезл исполнительной власти. Насколько от исполнительной власти ФОРМАЛЬНЫЙ спрос, настолько у Президента и ФАКТИЧЕСКАЯ ответственность – сиречь: формальная безответственность.

Определённое влияние Президент РФ имеет и на формирование высшей законодательной власти в стране. Поскольку Совет Федерации формируется из числа представителей исполнительной власти, а высшие должностные лица исполнительной власти субъектов Федерации, в свою очередь, назначаются по его представлению, значительный ресурс Главы государства присутствует и там – в верхней палате Парламента (законодательном органе страны).

Отдельный разговор об указном нормотворчестве – архаичной норме права. Указы Президента не регламентированы процедурами, на подобие тех, коими обусловлены законодательные акты. Просто праздник для самодеятельности, простор для волюнтаризма. Вспомните небезызвестный Указ Б. Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ №1400 не то, что закон переплюнул, Конституцию опрокинул.

Отсюда, смысл конституционной реформы, её цель и средство (поправки) видится в том, чтобы сгладить противоречия между формой и содержанием институтов государственной власти. Привести их в соответствие друг другу. Перековать мечи (дубинки) на орала (жезл).

Родина, в добрый путь.

 


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments