Вопрос о структуре исполнительной власти я полагаю одним из важнейших при обсуждении конституционной реформы. Предложения различных версий президентско-парламентских республик я предлагаю не рассматривать, потому что это будет либо:
1. декорация (когда либо президент-самодержец политически прикрывает «техническое правительство», либо, наоборот, «технический президент» болтается около реального лидера, деликатно пересевшего в премьерское кресло);
2. неравновесная, все время грозящая обрушиться конструкция междуусобицы почти равноправных президента и премьера, постоянно парализующих усилия друг друга и развлекающих общественность бесконечным, как в мексиканских сериалах, перебранками (см. Польша, Украина, Россия-1995).
Для надежности таких конструкций нужна не только тщательная выписанность конституции, но и высокая политическая культура, приверженность «Духу конституции». Поэтому выбор будет, скорее всего, между двумя простыми и надежными, а значит, устойчивыми системами организации исполнительной власти:
Вариант А) Президент, всенародно избираемый вместе с Вице-президентом, по должности возглавляет Правительство;
Вариант Б) Реально исполнительную власть возглавляет Председатель Кабинета министров, получивший вотум доверия от нижней палаты Парламента.
Президент - общенациональный арбитр, поручающий лидеру парламентского большинства формирование Кабинета министров, и в остальном символическая фигура, избирается большинством нижней палаты (вариант - обоих палат) Парламента
Евгений Ихлов, заместитель председателя Комитета НАРФ по национальной политике.