igeid (игорь эйдман) (igeid) wrote in namarsh_ru,
igeid (игорь эйдман)
igeid
namarsh_ru

Category:

Насколько прочна лояльность населения к власти?

В тоталитарных и других недемократических странах основные информационные каналы монополизированы, по ним осуществляется целенаправленная идеологическая обработка населения. Это, как правило, навязчивая и грубая манипуляция, которая действует на людей по-разному. У большинства населения, легко подверженного воздействию пропаганды, она формирует сверхлояльное отношение к власти. У меньшинства же, наоборот, эта пропаганда вызывает стойкую аллергию. Грубая манипуляция, навязчивая идеологическая обработка со стороны власти формирует у этих независимых, самостоятельно думающих людей, стойкое отвращение к правящему режиму. Таким образом, государственная пропаганда стимулирует кристаллизацию не только лояльного большинства, но и нелояльного меньшинства.
Возьмем высший уровень лояльности за 10, а низший за 1. Тогда в демократических странах, где манипуляция разнонаправлена и не монополизирована государственным пропагандистским аппаратом, уровень лояльности граждан относительно равномерно распределяется в промежутке между 1 и 10. В недемократических станах, напротив, лояльность распределена неравномерно. Население в основном разделено на две группы: лояльное большинство с условным значением лояльности близким к 10 и нелояльное меньшинство со значением близким к 1.
Политические перемены в демократическом обществе не сопровождаются существенным изменением уровня лояльности населения. При смене правящей партии кто-то становиться менее, а кто-то более лояльным. Изменение степени лояльности отдельных граждан  обычно взаимно гаситься. В недемократических странах, наоборот, существует гипотетическая угроза радикального снижения уровня лояльности общества. Группы нелояльных и лояльных граждан могут поменяться местами. Нелояльные - стать большинством, а лояльные - превратиться в  меньшинство общества. В этой ситуации режим обречен на крах.
В СССР население четко делилось на лояльное большинство и нелояльное меньшинство, активные представители которого так и называлось - инакомыслящие, диссиденты. В последние годы в России опять возник государственный агитпроп, включающий основные ТВ-каналы. В результате массированной и грубой гос. пропаганды снова происходит, с одной стороны, повышение лояльности к власти большинства населения, и с другой, кристаллизация нелояльного меньшинства, которому эта пропаганда «стоит поперек горла».
Подобное положение дел вполне устраивает власть. Но эта ситуация, как показывает история, не может продолжаться вечно. Дело в том, что лояльное большинство, сидящее на гос. пропаганде, как на наркотической игле, теряет способность критически осмысливать новую информацию. Как только информационная монополия слабеет, происходит резкое падение уровня лояльности, невозможное в демократическом обществе.
Население привыкло, что до него может быть донесена только одна канонизированная авторитетом государства точка зрения, воспринимаемая как истина в последней инстанции. Любая целенаправленная альтернативная власти пропаганда, если ей удается «достигнут ушей» лояльного большинства, способна подорвать его лояльность. Так было, например, во время горбачевской перестройки, когда буквально за несколько лет лояльное большинство в основой массе перешло на позиции нелояльного меньшинства.
Может ли так быть сейчас? Власть, кончено, хорошо выучила урок перестройки и не выпустит из под своего контроля основные СМИ. Поэтому перспектива разрушения манипулятивной идеологической монополии может быть связана только с развитием новых источников информации, не зависимых от государства и близкого ему бизнеса. Такими неподконтрольными каналами распространения сведений о происходящем могут стать Веб 2.0. ресурсы в Интернете, контент которых формируют сами пользователи (блогосфера, социальных сети).
 Новые медиа распространяются ускоряющимися темпами. Для молодежи в крупных городах они уже стали основным источником новостей. Постепенно этот процесс может захватить большую часть социально активного населения страны, для которого государственные ТВ-каналы перестанут быть главным источником политической информации. Тогда лояльность населения власти может обрушиться как карточный домик.
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments