Общероссийское общественное движение “За права человека”
125009, Москва, М. Кисловский переулок, д.7, корп.1, пом. 21
тел. (495)291-62-33; e-mail: news@zaprava.ru; http://zaprava.ru/
Правозащитник обращается к своим коллегам по демократическому движению:
"надо оценивать наше Движение.... не в приевшихся координатах «соглашатели – оппозиционеры».... но по тому, насколько оно будет эффективно в поддержке и продвижению инициатив самого общества... "
Москва, 4 апреля 2008 года - следователь следственного отдела прокуратуры ЦАО г. Москвы Сухарев Ю. Е. отказал исполнительному директору Общероссийского движения "За права человека" Льву Пономареву не только в отмене подписки о невыезде, но и в разрешении посетить Конференцию "Новая повестка дня демократического движения», которая состоится в Санкт-Петербурга 5 апреля, а также на сессию ПАСЕ в Страсбурге 14-18 апреля, куда правозащитника пригласили "Альянс Либералов и Демократов за Европу".
Лев Пономарев выражает свой протест против этих действий. Он считает, что происходящее проявление мелочной политической пакости со стороны властей и выражением демонстративного презрения к Совету Европы, на встречу с Генеральным секретарем которого, Председателем ПАСЕ и Комиссаром по правам человека он был приглашен.
Предлагаем тезисы выступления Льва Пономарева на Конференции "Новая повестка дня демократического движения» (Санкт-Петербург, 5 апреля):
"О новой повестке дня Демократического движения России
Уважаемые друзья и коллеги!
Как вы знаете, я обвинен в клевете на главу тюремного ведомства генерала Калинина (рассказал о систематическом применении пыток и издевательств в колониях и о роли в этом «секций дисциплины и порядка») и нахожусь под подпиской о невыезде. Поэтому не могу выступить перед вами лично и предлагаю тезисы своего выступления. Мою позицию поддержали участники конференции Юрий Самодуров, Эрнст Черный и Евгений Ихлов.
I. Прежде всего, о том, что я понимаю под «Новой повесткой дня для демократического движения в России», с какой целью мы собрались. Я убежден, что нашей сверхзадачей является создание того, что можно было бы назвать «ДемРоссией»-2. Со всем опытом успехов и поражений. Во многом нам придется начинать заново, еще раз пройти многолетний путь формирования влиятельного гражданского общества, научиться привлекать людей, доказать всем правильность наших идей и важность реализации наших программ. Мы все пережили много разочарований, но опыт поражений – тоже опыт, который может научить побеждать.
Но я уверен, что на повестке дня - создание мощного обновленного движения сторонников свободы и демократии. Причем, такое движение состоится только, если сможет объединить усилия и демократических политиков, и правозащитников, и гражданских активистов. Поскольку я одновременно являюсь и правозащитником, и участвую во многих гражданских инициативах, например, в жилищном движении, в социальных форумах, то считаю, что обладаю некоторым опытом во всех этих областях.
Только появление сильного Демократического движения способно сыграть решающую роль в том, чтобы в нашей стране не утвердился окончательно авторитарный полицейский режим, при котором процветают произвол, коррупция и ксенофобия и который неумолимо ведет государство к развалу.
Поэтому необходимо проявить стойкость и солидарность. Время разобщенности и склок прошло.
II. Мы обязаны внятно разъяснить людям три вещи:
а) что существует принципиальная зависимость между нарушениями прав человека в разных областях и общим положением в нашей стране. Отсутствие гарантий для реализации гражданских прав блокирует легальные возможности по отстаиванию политической свободы, а ликвидация демократии создает возможность для властей и монопольного бизнеса вести непрерывное наступление на социально-экономические и культурные права;
б) что напрасны надежды на то, что «добренькая» власть будет искренне стараться ликвидировать бедность, помочь среднему классу защититься от алчности и произвола чиновников, что правительство обеспечит развитие производительных сил российской экономики;
в) что главная задача полицейского авторитаризма – обеспечить наиболее выгодные условия для поддержания зависимости и бесправия, для возможности платить мало, «драть три шкуры», постоянно угрожать милицией, судом и спецслужбами, призывом в армию, и лишением собственности - начиная от крошечного дачного участка и «приватизированной» квартирки, вплоть до заводов и нефтяных компаний. Поэтому существующий режим добровольно никогда не пойдет на то, чтобы социальное расслоение существенно сократилось, а все граждане – получили надежные правовые гарантии.
Поэтому гражданское общество должно получить возможность мирными и демократическими методами отстаивать права и интересы граждан.
Мы должны четко и откровенно заявить, что наша главная цель: Россия должна стать правовым, демократическим, федеративным, социальным и светским государством.
Только такое государство разрешит острейшие противоречия, накопившиеся в обществе, даст возможность стабильного развития и позволит России занять достойное место в международном сообществе.
III. Убежден, что только соблюдение следующих принципов деятельности может сделать Движение значимым фактором общественно-политической жизни:
1. Движение должно быть в гуще общественной и политической жизни страны, оно должно впитывать все существующие инициативы по защите социальных, гражданских, политических и других прав.
В первую очередь для этого необходимо прилагать все усилия для решения конкретных проблем людей, для защиты прав и интересов отдельных социальных групп.
Люди ведут каждодневную напряженную борьбу с произволом и жульничеством чиновников и монополизированного бизнеса, с жестокостью и цинизмом власти. Вся государственная система работает на то, чтобы поощрять у жертв состояние полной разобщенности, чувство безнадежности. Надежду может дать только понимание того, что человек не останется один перед лицом беззакония, что ему помогут вместе с другими отстоять свои права.
Сложившаяся система отношений политических организаций с гражданским обществом должна быть «перевернута» - не политики должны стараться использовать общественные объединения и инициативы, а гражданские активисты находить поддержку своих усилий со стороны объединённого демократического движения.
2. Движение должно быть готово вести диалог с властью, различными гражданскими организациями и социальными группами, объединяя и усиливая инициативы общества, быть «полпредом» общества, всегда иметь профессионально проработанные предложения по различными актуальным вопросам. Диалог – это не торг, не обмен принципов на частичные уступки. Такой путь только создает для власти соблазн «брать заложников». Диалог требует достойного отстаивания своей позиции, но мы не должны отрицать реальности, в частности, существующую общественную поддержку сложившейся системы власти.
Движение обязано до конца использовать все возможности для диалога с представителями власти, различными политическими и общественными силами, готовить альтернативные варианты правительственным мерам.
Движение исходит из того, что только те решения, которые основаны на приверженности демократическим принципам, полезны для страны, и это свое убеждение участники Движения должны суметь донести, до всех жителей нашей страны.
Инициирование общественных слушаний и круглых столов по конкретным актуальным проблемам даст возможность выработать общую позицию по их решению.
Очевидно, что существование сильного демократического движения необходимо и тем честными профессионалам, которые в государственных и муниципальных структурах противостоят, зачастую в одиночку, беззаконию и коррупции; и тем «центристам» в партии власти, которые в случае ужесточения режима быстро станут жертвами сторонников откровенно репрессивных методов.
3. В существующих условиях, власть, как правило, будет игнорировать позицию движения, будет продолжать наступление на права и свободы граждан. Поэтому, Демократическое движение должно иметь силы и решимость проводить акции протеста. У нас есть большой опыт организации таких акций. Наши акции всегда носят мирный, ненасильственный характер. Проведение и расширение масштаба этих акций неизбежно – без них невозможно добиться возвращения политических и гражданских прав и свобод, которые власть фактически узурпировала, извратила, выхолостила и без которых невозможен успех в защите всех других социально-экономических прав и свобод граждан.
Мы должны организовывать акции и общественные кампании с требованиями дать народу те политические и гражданские права и свободы, которые власть в предшествующие годы практически свела к нулю: право на регистрацию вновь созданных политических партий (если в их деятельности нет ксенофобии и призывов к насилию), право на равный доступ к СМИ во время выборов, право на проведение референдумов, право на выдвижение и участие в выборах на пост президента кандидатов не от партии власти, право на забастовки.
«Играть» с властями по навязываемым жульническим правилам – нелепо и бессмысленно! Эти правила нужно игнорировать и заменить честными и прозрачными для общества!
Это – главный пункт новой повестки дня всего Демократического движения России, кто бы ни решил в нем сегодня участвовать. Время участия демократических сил в политике по «жлобским правилам», которые власть навязала обществу - для того, чтобы всегда оставаться в выигрыше - прошло!
Мы будет поддерживать также и все те акции и общественные кампании, цель которых добиться от власти конкретных шагов и уступок в интересах людей, зарабатывающих на жизнь собственным трудом: например, в случае злоупотреблений при проведении реформы ЖКХ и монетизации льгот; незаконной застройки, дороговизне, нехватка лекарств, произвол работодателей, издевательства и пытки в милиции и в местах лишения свободы.
4. При любых наших действиях: ведём ли мы диалог с властью по поводу защиты конкретных экономических и социальных прав граждан, или участвуем в акции протеста с требованиями изменения правил политической «жизни» и изменения политической повестки дня в стране, мы намерены говорить только правду.
Общую платформу, позволяющую разрешать перечисленные проблемы Демократическое движение обретет в постоянном диалоге с различными группами гражданского общества, представителями всех социальных групп, на основе самим обществом сформулированных наказов.
Во имя реализации этих мер мы должны быть готовы создавать союзы и коалиции со всеми общественными и политическими силами, действующими в рамках Конституции.
Единственные и естественные ограничители для нас – это невозможность блокирования с приверженцами ксенофобии, сторонниками авторитаризма и теократического государства и принципиальными противниками мелкой и средней частной собственности на средства производства. Но и их мы готовы защищать от незаконных преследований со стороны властей.
Я предлагаю оценивать наше Движение не по отношению к власти, не в приевшихся координатах «соглашатели – оппозиционеры»; «конструктивные – радикалы» и тому подобное, по тому, насколько оно будет эффективно в поддержке и продвижению инициатив самого общества по защите конституционных прав и свобод; насколько оно окажется способным продвигать нашу страну к современной демократии".