 | Неплохой документальный фильм «Breaking Point» (что-то вроде «На грани раскола») про то, как Квебек пытался устроить референдум и отделиться от Канады в 1995-м году. Российским политикам – да и не только политикам – было бы полезно посмотреть. Кризис был, оказывается, неслабый: в Квебеке живет 25 процентов населения Канады. На отделение у Квебека были веские причины – другой язык, другая культура, другая история. Тем не менее, драмы в фильме не хватало. Пол фильма показывали политиков, которые бегали туда-сюда и уговаривали квебекцев – одни, как замечательно будет, если Квебек отделится; другие, как это будет ужасно, и какая замечательная страна Канада. Вторую половину фильма показывали простых квебекцев. Одни бегали туда-сюда с плакатами, на которых было написано «нет», другие – с плакатами, на которых было написано «да». Остальные канадцы тоже бегали с плакатами типа «Квебек, мы тебя любим, не уходи от нас». Тем временем, индейцы кри – автохтоны Квебека – не будучи дураками, провели свой собственный референдум, в котором они заявили, что в случае независимости Квебека от Канады, они будут требовать независимости индейцев кри от Квебека. В итоге, на референдуме 49% квебекцев проголосовали за независимость, а 51% против. Эмоции при этом разыгрались – проигравшие рыдали массово. Итог – разочарование на всю жизнь для многих, конец политической карьеры для некоторых. Так разрешился кризис в демократическом государстве. Обошлось без единой жертвы.
Не будь Канада демократической страной, все было бы гораздо интересней. Федеральное правительство, конечно, закрыло бы все сепаратистские СМИ (которые, на самом деле, выходили регулярно); отправило бы сепаратистское правительство Квебека шить рукавицы за Полярный Круг (правительство само ушло в отставку после референдума); разогнало бы сепаратистские демонстрации дубинками (демонстрации, и сепаратистские, и федеральные, проходили без каких-либо вмешательств со стороны властей); усторило бы нападения из-за угла на сепаратистких активистов (повторяю, жертв не было); подтасовало бы результаты референдума; наконец, рабомбило бы Монреаль.
Канадское правительство подтасовывает разультаты голосований! Канадская полиция разгоняет демонстрации! Канадския авиация бомбит Монреаль! Звучит как бред?
 |